Метод Томатиса для детей это слуховые тренировки, которые проводятся в «Неврологической клинике доктора Яценко» с помощью специального прибора Solisten® (аппарат последнего поколения в линейке оборудования «Томатис»). Метод создан французским врачом Альфредом Томатисом.
Нужно ли это вашему ребенку?
Слуховые тренировки назначаются детям с задержкой развития речи, алалиями, аутизмом, заиканием и другими речевыми проблемами; а также детям, у которых снижен слух на звуки высоких частот.
Какую проблему это решает?
У некоторых детей нарушено восприятие звуков высоких частот. Из-за того, что ребенок нечетко слышит многие согласные звуки, нарушается формирование и его собственной речи.
Еще одна проблема: не все дети могут хорошо воспринимать речь на фоне окружающего шума, например, в классе. Иногда ребенок выглядит невнимательным из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной.
Есть дети, которые преимущественно слушают правым ухом. Есть те, которые слушают в основном левым ухом. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны (у правшей). Если ребенок больше слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, — потом в левое. Это занимает больше времени. Кроме того по пути звуки могут немного искажаться, особенно звуки высокой частоты. Это затрудняет понимание услышанного.
С помощью тренировок можно сделать правое ухо ведущим. Это открытие, которое сделал А. Томатис, стало широко применяться и было зарегистрировано как «эффект Томатиса» во Французской академии медицины.
Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция. Но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций, которые нам необходимо рассмотреть.
Одна из самых важных функций уха — вестибулярная. Вестибулярный аппарат принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мышцами наших глаз. Благодаря вестибулярному аппарату, мы способны ориентироваться в окружающем пространстве.
Вестибулярный аппарат также является важным передатчиком сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации.
Другая часть внутреннего уха — улитка — выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи.
Вестибулярный аппарат и улитка связаны между собой и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации. Тактильные, зрительные и слуховые сигналы поступают в мозг через вестибулярный аппарат и улитку, регулируя деятельность мозга.
Особенности взаимодействия вестибулярного аппарата и улитки, а также их роль в правильном функционировании головного мозга используются при проведении методики Томатис.
Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечке энергии.
Томатис отмечает, что, когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достигать большего сосредоточения и концентрации; лучше организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени почти без напряжения.
Как это происходит?
Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий. Ребенок в наушниках слушает музыку. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина – тренировки проходят в игровой комнате.
Специальное устройство — Solisten® (новейшая разработка компании «Томатис») позволяет модифицировать звуки музыки с помощью особых фильтров. Из обычного звука поочередно «вырезаются» то высокочастотные, то низкочастотные компоненты.
При прослушивании музыки эти изменения практически незаметны. Но когда ребенок слушает такую запись, мышцы его среднего уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления.
Во время тренировок ребенок слышит музыку через наушники. Кроме этого звук передается с помощью специального виброустройства, прикрепленного к наушникам. Это явление называется «костной проводимостью». Благодаря костной проводимости, звук попадает прямо во внутреннее ухо. Так внутреннее ухо готовится к восприятию звука, передающегося через наружное ухо и барабанную перепонку.
Для тренировок используются записи музыки Моцарта и григорианских песнопений.
Какие результаты?
Важная роль внутреннего уха — это обеспечение мозга энергией. Звуки высокой частоты, которые проходят через улитку во время тренировок, стимулируют мозг и заставляют его работать эффективнее.
Метод Томатиса естественным образом воздействует на аудиторную систему мозга. Это ведет к улучшению способности к обучению; развитию внимания, коммуникативных способностей, способности к чтению; пониманию услышанного; помогает мозгу лучше обрабатывать информацию, получаемую от всех органов чувств.
Метод Томатиса позволяет восстанавливать нарушенную моторику у детей, имеющих проблемы с движением, равновесием.
В чем новизна и отличие от других?
«Неврологическая клиника доктора Яценко» одной из первых начала использовать метод Томатис в Украине в его усовершенствованном виде с помощью новейшего оборудования компании «Томатис» — Solisten®.
Сколько нужно заниматься?
Тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов.
Обязательный курс — 3 сессии по 15 дней (по 2 часа ежедневных занятий) с перерывом между сессиями в 1 месяц.
Занятия можно начинать в 3 года.